Из книги Бетти Эдвардс «ОТКРОЙТЕ В СЕБЕ ХУДОЖНИКА»  

Рисование – это комплексный (целостный) навык, требующий лишь ограниченного набора базовых компонентов. Подобно другим комплексным навыкам – таким как, скажем, умение ходить, читать, водить машину, кататься на лыжах – рисование складывается из нескольких взаимодополняющих навыков, которые составляют единое целое. Усвоив все компоненты и собрав их вместе, вы приобретаете умение рисовать, - подобно тому, как однажды научившись читать или ходить, вы способны делать это всю жизнь. Нет необходимости постоянно накапливать дополнительные базовые навыки. Ваш дальнейший прогресс определяется практикой, совершенствованием техники и изучением того, к чему можно приложить приобретенные навыки.
Совокупное умение нарисовать то, что находится у вас перед глазами (воспринимаемый предмет, человек, пейзаж) требует только пяти фундаментальных навыков – не более. Эти навыки не являются собственно навыками рисования. Это – навыки восприятия:
- первый – восприятие очертаний;
- второй – восприятие пространства;
- третий – восприятие пропорций;
- четвертый – восприятие света и тени;
- пятый – восприятие целостного образа.
Требуются, конечно, и дополнительные базовые навыки для творческого, выразительного рисования, ориентированного на Искусство с большой буквы. Разумеется, существует и множество технических приемов рисования – например, различные способы применения материалов и инструментов, используемых при рисовании. Но, повторюсь, те пять навыков, которые я назвала выше, обеспечивают требуемую тренировку восприятия для квалифицированного овладения способностью выражать свои восприятия с помощью рисунка.
Необходимо подчеркнуть следующее положение: комплексные, или целостные навыки, такие как чтение, со временем становятся автоматическими. Основные составляющие полностью интегрируются в свободный поток целостного навыка. Но приобретение любого нового комплексного навыка на начальном этапе обучения – это зачастую настоящая борьба, сначала за овладение каждым из составляющих навыков, а затем за плавное соединение изученных компонентов. По мере усвоения каждого нового навыка вы будете сливать его с ранее изученными, пока в один прекрасный день не начнете рисовать – как, например, однажды вы начинаете просто водить автомобиль, не задумываясь над тем, как это делается. Потом человек почти забывает о том, как учился читать, как учился водить, как учился рисовать.
Для достижения этой слаженной интеграции базовых навыков в умение рисовать должны присутствовать все пять составляющих. Я рада сообщить, что пятый навык, восприятие целого, не преподается и не изучается, но, по-видимому, возникает в результате приобретения других четырех навыков. Но из первых четырех ни один не может быть опущен, как при вождении нельзя опустить обучение торможению или управлению рулем.

На главную страницу
Напишите мне

Hosted by uCoz