Рисование – это комплексный (целостный) навык, требующий лишь ограниченного набора базовых компонентов. Подобно другим комплексным навыкам – таким как, скажем, умение ходить, читать, водить машину, кататься на лыжах – рисование складывается из нескольких взаимодополняющих навыков, которые составляют единое целое. Усвоив все компоненты и собрав их вместе, вы приобретаете умение рисовать, - подобно тому, как однажды научившись читать или ходить, вы способны делать это всю жизнь. Нет необходимости постоянно накапливать дополнительные базовые навыки. Ваш дальнейший прогресс определяется практикой, совершенствованием техники и изучением того, к чему можно приложить приобретенные навыки.
Совокупное умение нарисовать то, что находится у вас перед глазами (воспринимаемый предмет, человек, пейзаж) требует только пяти фундаментальных навыков – не более. Эти навыки не являются собственно навыками рисования. Это – навыки восприятия:
- первый – восприятие очертаний;
- второй – восприятие пространства;
- третий – восприятие пропорций;
- четвертый – восприятие света и тени;
- пятый – восприятие целостного образа.
Требуются, конечно, и дополнительные базовые навыки для творческого, выразительного рисования, ориентированного на Искусство с большой буквы. Разумеется, существует и множество технических приемов рисования – например, различные способы применения материалов и инструментов, используемых при рисовании. Но, повторюсь, те пять навыков, которые я назвала выше, обеспечивают требуемую тренировку восприятия для квалифицированного овладения способностью выражать свои восприятия с помощью рисунка.
Необходимо подчеркнуть следующее положение: комплексные, или целостные навыки, такие как чтение, со временем становятся автоматическими. Основные составляющие полностью интегрируются в свободный поток целостного навыка. Но приобретение любого нового комплексного навыка на начальном этапе обучения – это зачастую настоящая борьба, сначала за овладение каждым из составляющих навыков, а затем за плавное соединение изученных компонентов. По мере усвоения каждого нового навыка вы будете сливать его с ранее изученными, пока в один прекрасный день не начнете рисовать – как, например, однажды вы начинаете просто водить автомобиль, не задумываясь над тем, как это делается. Потом человек почти забывает о том, как учился читать, как учился водить, как учился рисовать.
Для достижения этой слаженной интеграции базовых навыков в умение рисовать должны присутствовать все пять составляющих. Я рада сообщить, что пятый навык, восприятие целого, не преподается и не изучается, но, по-видимому, возникает в результате приобретения других четырех навыков. Но из первых четырех ни один не может быть опущен, как при вождении нельзя опустить обучение торможению или управлению рулем.